В начале сентября мы писали, что в Windows Store появилось первое русскоязычное приложение для очков Microsoft HoloLens. Приложение выпустила студия «HoloGroup», штаб которой располагается в Москве. И мы не смогли удержаться от возможности побеседовать с пионерами новой ветки зарождающейся индустрии. Предлагаем вашему вниманию наше интервью с основателем и главой «HoloGroup», Александром Якубовым.
Добрый день, Александр! В названии вашей компании фигурирует название «Holo», то есть видно, что название свежее. Как родилась идея основать «HoloGroup»?
«HoloGroup» это моя идея и мечта. Летом 2015 года я в первые увидел демонстрационный ролик HoloLens, но тогда ещё не было известно как они работают, реальное ли это вообще устройство, и когда эти чудо очки можно будет купить. Но уже этой весной Microsoft начала поставлять первую партию разработчикам. За последние два года я достаточно много применял разные гаджеты из сферы виртуальной реальности и меня всегда смущало, что, когда ты исключаешься из среды, не видишь окружающее пространство, то сфера применения подобных устройств сильно ограничивается, в основном это сфера развлечений. В Microsoft HoloLens ты видишь реальный мир вокруг себя и при этом совмещаешь и дополняешь его цифровым окружением. Сферы применения совмещенной реальности значительно шире. Я понял, что революция уже начинается, и чтобы успеть включиться в этот тренд надо стартовать прямо сейчас. Так весной этого года я стартовал свой проект.
У меня есть чувство, что рынок приложений для смешанной реальности будет развиваться так же, как и рынок приложений для смартфонов. С тех пор, как 8 лет назад появился App Store, рынок мобильных приложений вырос до десятков миллиардов долларов. Мы с командой верим в то, что Mixed Reality в будущем получит не просто широкое распространение, но и перевернет наш мир. И если мы правы, то окажемся лидирующей компанией на рынке. Мы фокусируемся только на разработке голографических приложений. Название компании, соответственно, акцентирует на этом внимание.
Чем вы занимались до создания «HoloGroup»?
Ещё со времён института у меня обнаружилась ярко выраженная потребность к предпринимательству, у меня были десятки идей и бизнес-планов, и уже на третьем курсе я со своим другом открыл собственное рекламное агентство, потом я запустил еще множество проектов успешных и не очень, например, занимался промышленным туризмом в «Туропроме», делал проект «Выживи», у меня есть проект «Техноманьяки», занимающийся созданием интерактивных аттракционов, организовывал фестивали тренингов и открыл несколько интернет-магазинов. Также я работал в крупных компаниях, занимающихся разработкой программного обеспечения. Был серьёзный опыт создания и управления R&D департаментом, который включал около 100 разработчиков. Сейчас я полностью сконцентрировал внимание на проекте «HoloGroup».
Сколько человек сейчас трудятся в «HoloGroup»?
На данный момент в штате компании работает 8 человек. В основном это программисты и дизайнеры. Еще несколько работают в парт-тайм режиме. Я вижу одной из основных задач на ближайшее время создать самую компетентную и профессиональную команду по Hololens и другим технологиям в mixed-реальности. Мы уже добились определенных результатов на этом пути, так как получилось собрать опытных разработчиков и при этом в отличие от большинства разработчиков в мире, мы можем похвастаться многомесячным опытом применения своих умений к Hololens, на которых концентрируем все наше внимание. Постепенно, по мере развития рынка и роста количества заказов, планируем расширять штат.
Ваш первый проект «HoloStudy» является образовательным. Почему именно на эту сферу было решено сделать акцент?
Мы видим зарождающийся рынок и планируем занять лидирующие позиции в некоторых направлениях. Одной из них является ниша образовательных приложений. С помощью HoloLens образовательный процесс может стать более наглядным, интерактивным, увлекательным, и, как следствие, ускорится получение знаний и возрастет качество обучения.
В настоящее время мы сделали демо версию по геологии, и в ближайшее время дополним ее еще несколькими интересными предметами по физике, химии и биологии. Сейчас мы находимся в процессе наполнения нашего образовательного продукта интерактивным трехмерным контентом, а также готовимся к выходу на краудфандинг на западном рынке для расширения возможностей концентрации наших усилий.
На какие рынки планируете выходить?
На данный момент мы ориентируемся на западный рынок в области создания образовательных приложений. В частности, на рынок США. До России технология дойдёт позднее, но уже сейчас мы начинаем работать с крупными отечественными компаниями, для которых разрабатываем индивидуальные решения по внедрению голографических технологий на базе Hololens.
Доводилось ли вам уже протестировать ваши приложения с привлечением учеников школ или студентов?
Конечно, правда в рамках своих знакомых и друзей. Всем понравилось! К слову, Microsoft официально установил возрастное ограничение использования HoloLens c 13 лет. Но в целом, при желании, HoloLens можно использовать и с меньшего возраста, главное, донести понимание принципов работы устройства.
Мы также получаем отзывы после демонстраций наших приложений менеджерам компаний, от ранних адептов из профессиональных сообществ и пользователей соцсетей. Все отзывы положительные, что вдохновляет нашу команду работать практически в круглосуточном режиме. В то же время, обилие положительных отзывов немного замыливает взгляд, конструктивная критика и предложения тоже нужны. Мы к ним открыты.
Какие знания необходимы для работы с HoloLens? И как вообще стать разработчиком голографических приложений?
Необходимы навыки работы в Unity, хорошие знание языка программирования C#, работа с шейдерами и скриптинга, без английского языка, конечно, совсем никуда, ну и необходимо понимание специфики работы HoloLens. В идеале, желательно оказаться в команде, которая в короткие сроки поможет перестроиться под работу с голограммами.
Немалую роль играет умение оптимизировать приложение. Всё-таки HoloLens это Hi-End устройство, которое работает автономно без подключения к компьютеру, в связи с чем обладает ограниченной производительностью. Мы сталкивались с тем, что нужно искать компромисс между детализированной графикой и производительностью HoloLens.
Как обстоят дела с приобретением самих очков HoloLens? Были трудности?
Цена на Microsoft HoloLens составляет $3000, что уже значительно сужает круг разработчиков. Официально они продаются только в США и Канаде. Взять и просто купить в магазине очки не получится. Существует два варианта приобрести HoloLens – либо ты являешься американским разработчиком и можешь купить до 5 очков как физическое лицо, либо являться компанией, которая получает право приобрести очки в количестве от 10 штук. При этом, компании получают уже не DevKit, а устройство с гарантией и специализированным софтом. Доставить очки в РФ достаточно проблематично, но возможно.
В каких сферах, по-вашему мнению, HoloLens пригодятся в первую очередь?
Мы думаем, что помимо образовательной сферы, HoloLens пригодятся в конструкторских бюро, в промышленном дизайне, в медицине, в дизайне интерьеров, в сфере презентаций, во всём, где надо визуализировать продукт. Также Microsoft HoloLens обладают возможностью взаимодействовать с другими очками в рамках одной сети – это раскрывает большие перспективы при презентации какого-либо продукта.
Александр, большое спасибо за интересную беседу. Искренне желаем вашей команде успеха и процветания!
Личные впечатления от Microsoft Hololens:
Когда мы смотрели презентацию, где компания Microsoft впервые демонстрировала возможности HoloLens, очки определенно вызвали бурный «вау-эффект» и мало кто остался равнодушным, ведь в отличие от виртуальной реальности, смешанная реальность, создаваемая очками, позволяет взаимодействовать с голограммами, при этом «не выключаясь» из окружающего мира. Но одно дело видеть, как технология демонстрируется с помощью специальных камер, и совершенно другое, когда лично используешь Microsoft HoloLens.
С первого прикосновения становится ясно, что очки выполнены из очень качественных и приятных материалов. На голове HoloLens закрепляются с помощью специального ролика, вращая который пользователь регулирует затяжку, чтобы устройство прочно сидело, при этом не доставляя дискомфорта. На «дужках» очков расположены по две кнопки с помощью которых можно совершать некоторые действия, например, сделать снимок экрана и так далее. Также в комплекте с очками поставляется специальное устройство, дублирующее функцию нажатия «правой кнопки мыши», которое обычно делается с помощью жеста, напоминающего щипок. Не обошлось и без поддержки голосовых команд с помощью голосового помощника Cortana.
Первое, что мы видим после запуска операционной системы очков – это похожий на привычный нам рабочий стол Windows Phone 8-смартфона. На рабочем столе находятся добавленные пользователем плитки приложений. При всём при этом рабочий стол будто парит в воздухе прямо перед пользователем, и он проследует за вами, если решите переместиться в другую часть помещения. Пока пользователь не перемещается, то с помощью движений головой он может управлять курсором и совершать определенные действия в операционной системе очков. Для тех, кто уже работал в Windows 8 и Windows 10, знакомство с операционной системой HoloLens пройдёт очень быстро и легко, достаточно знать доступные жесты.
Первым делом я запустил приложение HoloStudy от разработчиков из HoloGroup. В приложении мне предлагали познакомиться с устройством планеты Земля, при этом все материалы лекции читал виртуальный профессор, который отслеживал мои перемещения по комнате и следовал за мной. Я мог взаимодействовать с голограммами, масштабируя модель планеты и так далее. Интерактив совершенно другого уровня. В сфере образования у HoloLens действительно большое будущее.
Далее, не удержавшись, я запустил игру в жанре шутер RoboRaid от Microsoft, которую демонстрировали на одной из презентаций. В ней мне предстояло отбиваться от различных механических монстров, уворачиваясь от их выстрелов и стреляя в ответ. Изначально, игра просканировала помещение, чтобы создать игровой уровень. Эффект сканирования помещения выглядит очень круто, напоминая схожее действие из кинокартин Робокоп или Терминатор. Приложение учитывало не только стены помещения, но и расположение мебели, то есть монстры бегали даже по столам и стульям. Данная игра требовала больше активных действий и перемещений, так что приходилось быть аккуратнее и смотреть по сторонам, чтобы не споткнуться или не удариться о что-нибудь.
После запуска ещё нескольких приложений, по большей части пока это приложения от Microsoft, понимаешь, что вот оно — будущее рядом. Не могу сказать куда пойдёт развитие VR-индустрии, но мне кажется, что смешенная реальность сможет принести куда больше пользы в многочисленных сферах жизнедеятельности человека, от образования до промышленного дизайна.
За вывод аудио в HoloLens отвечает пространственная акустическая система, позволяющая слышать звуки, как от окружающего мира, так и внутренние звуки от очков. Заряда аккумулятора очков хватает на 2-3 часа активного использования, что вполне неплохо для такого компактного устройства. Напомню, что HoloLens работает без подключения к персональному компьютеру и является полностью самостоятельным устройством.
Не сказал бы, что использование HoloLens утомляет, но на данном этапе развития таких устройств, носить очки весь день было бы не очень комфортно для глаз. Несмотря на небольшой вес в 579 грамм, спустя некоторое время работы с очками, шея всё равно утомляется. Но тут важно также учитывать индивидуальные возможности пользователя.
С каждым днём в Windows Store появляется всё больше приложений для HoloLens и, помимо продуктов от Microsoft, в памяти тестируемых очков были установлены приложения от сторонних разработчиков. Сейчас это простенькие игры и приложения, которые можно назвать пробой пера. Думаю, что в будущем, когда HoloLens получит различные модификации и станет более доступным устройством, то к разработке присоединятся более крупные компании и студии, значительно расширив ассортимент приложений для очков.
Дорогие читатели, если у вас возникли вопросы по HoloLens, оставляйте их в комментариях, постараюсь на них ответить.