Одна из причин невысокой популярности Windows Phone 7 (wp) — плохая работа с продавцами смартфонов. Из-за недостатка внимания производителей и маркетологов к продавцам (очень важное звено, непосредственно контактирующее с конечным покупателем), те начинают отговаривать клиентов от покупки wp-устройств, объясняя это былинно: «Это Windows, там нет приложений, всё плохо, вирусы, тормоза и глюки». Ну мы же прекрасно знаем, что это не так. И что таким продавцам просто не хватает компетенции. Поэтому, мы решились на рискованный шаг…
Чтобы выяснить, как продают смартфоны, а именно — смартфоны с Windows Phone, мы решили внедриться в стан продавцов, и так сказать, взглянуть на происходящее по другую сторону прилавка. Для этого я устроился на работу продавцом в самый обыкновенный салон, одной очень крупной ретейл-сети. После несложного собеседования, мне позвонили и сообщили, что я могу выходить на стажировку.
Упущу организационные моменты в виде изучения бухгалтерской программы от 1С для полноценной работы с кассой и перейду сразу к делу. Начну со знакомства с коллективом, точнее с их девайсами — из четверых, трое были с устройствами на Android, и один с Nokia на S40. Также, один коллега имел два устройства — iPhone 3G и Galaxy S3, последний стал основным (на время).
День первый.
Пришла девушка оформлять возврат Lumia 610. Ее претензии: «Почему Вы мне ничего не объяснили при покупке телефона?, «Как поставить музыку на звонок?», «Почему у меня песни не закачиваются с компьютера?». В общем, она была настроена на возврат устройства. Но, это невозможно без экспертизы, конечно, ждать результатов ей тоже не захотелось. Так как, все это время я стоял в стороне (я же стажер), клиентом занимались два других продавца и их доводы тоже не отличались вразумительностью: «Ну понимаете, это же Windows, там все сложно», «Мы не знаем, почему вам не объяснили этого при покупке», «А кто вам продал этот телефон?», «А, это прошлый стажер…». И тут, я не выдержал. Подошел к девушке, и объяснил, что такое Windows Phone и с чем его едят. По сути, все проблемы заключались в неподготовленности клиента к общению со смартфонами. После моей небольшой лекции, она больше не возвращалась. Удачного пользования :)
День второй.
Имея некое представление о знаниях и предпочтениях своих коллег, я решил посмотреть, как же они продают смартфоны клиенту, не знающему чего он хочет. После того, как клиент дает понять, что намерен купить смартфон, в первую очередь узнается бюджет покупки и некоторые потребности клиента. После этого, ему в 100% случаев предлагается смартфон под управлением Android. Так как ассортимент смартфонов состоит на 90% из Android-устройств, то выбор даже не переключался на iOS или WP-смартфоны.
Заметил, что клиентам часто приглядывались WP-смартфоны, но менеджеры отговаривали их, и все с той же формулировкой: «Там Windows, все сложно, программ нет» и так далее. Сдается мне, коллеги могли грамотно рассказать только о преимуществах Android-смартфонов, просто по опыту владения аналогичными устройствами. iOS тоже была в «опале», но об этом — чуть позже.
День третий.
Пришел клиент, недавно приобретший Lumia 800. Он собирался сдать её в ремонт, со следующим основанием: «Заряда аккумулятора не хватает на день». Мне пришлось прочитать ему мини-лекцию про «современные смартфоны», и он ретировался. Позже, зашел другой клиент, он искал Lumia 900, к сожалению, эта модель отсутствует во многих салонах, и мой не исключение, хотя спрос есть.
В перерывах.
Когда не было клиентов, я пытался разговорить коллег на философские темы по поводу смартфонов и их ОС. Они узнали от меня много нового. Например, об оффлайн-навигации «из коробки» в Lumia, или о том, что в Marketplace уже более 100 000 приложений. Коллега с iPhone 3G и Galaxy S3 рассказал, что без «допиливания» интерфейса, у него не получалось «нормально» пользоваться устройством на Android. Еще он сказал, что будет смотреть в сторону iPhone 5, четвертое поколение ему не нравилось формой корпуса. Знания остальных коллег меня поражали. Если по поводу WP, им было просто нечего сказать, то Apple была совсем на плохом счету: «Да зачем этот iPad нужен? На него, даже Android не поставить! Программы все качать надо с американского сайта, да за огромные деньги! Переплачивать за яблоко, это понты!». В общем, без комментариев. Мои рассказы о положительном опыте использования WP и iOS-устройств в течении года, — пролетали мимо ушей.
Я не хочу подводить под одну черту всех продавцов в салонах сотовой связи, однако стоит учесть, что все это действо происходило в среднестатическом салоне связи, с небольшим количеством покупателей. Конечно, возможно, где-то в других местах все иначе, но я лично сомневаюсь.
И ведь все всё знают, знают производители, знают руководители этих салонов. Мы также знаем, что Nokia всегда очень активно работала с продавцами. Что происходит сейчас и почему никто ничего не делает? Вопрос остается открытым.