В разговорах и, даже, общаясь с вами в комментариях, я часто сталкиваюсь с некоторым недопониманием того, что же такое Windows RT и зачем Microsoft создала планшет с этой операционной системой. Почему они не ограничились версией Pro с Windows 8? Многие считают эту задумку – ошибкой, есть мнения, что путаница с Windows RT и Windows 8 создаст негативный настрой у покупателей в отношении компании Microsoft. Но так ли это?
Если говорить честно, то вероятность этого велика. И в большей степени, все зависит от того, как Microsoft будет позиционировать эти планшеты, но есть и другая сторона этого вопроса. Рынок уже изменился и то, что было вчера – сегодня не произойдет. Сценарий использования Surface отличается от сценария использования ноутбука или ПК. Тот, кто купит Surface сегодня – скорее всего даже не думает запускать на нем программы с ПК. Давайте попробуем посмотреть на Windows RT и Surface не как на «убийцу» iPad’а, а как на важную веху в истории компании Microsoft и операционной системы Windows. Так или иначе, не будь вы даже приверженцем данной ОС, все это влияет и на вас. Ведь именно на Windows построена целая эпоха и все, что происходит с ней – влияет на весь рынок.
Для того чтобы понять зачем Microsoft нужна Windows RT, нужно немного углубиться в историю.
Облака
Как мы знаем, до недавнего времени единственным серьезным игроком на рынке процессоров была компания Intel. И это не случайно, рынок был другим, компьютеры должны были становиться мощнее для того, чтобы двигать индустрию вперед, и лучше всего это получалось у Intel. С каждым новым поколением процессоров, мир узнавал доселе невиданные горизонты производительности. Программы становились сложнее, игры реалистичнее. Мы уже привыкли к этой динамике и не заметили как мир изменился. Ничто не вечно и гонка производительности также не могла продолжаться постоянно. И вот, в 2006 году, компания Amazon представила миру «облака». И хотя на тот момент рынок еще не оценил всей революционности перемен, все уже было предрешено, это была очередная революция. Осознание этого пришло со временем, к 2010 году этой идеей заразились все ведущие ИТ-компании мира.
Для понимания нужно определить термин «облака». Это не SkyDrive, Dropbox или iCloud, это некие суперкомпьютеры, сверхмощные вычислительные центры, обладающие ключевыми для рынка свойствами: эластичностью и доступностью. Фактически «облака» — это возможность получить вычислительные ресурсы, стоимостью в миллиарды долларов, за условные копейки. Это породило множество сервисов, которые в последствии стали называться «облачными» как те, что я упомянул выше. Twitter – один из первых и наиболее известный сервис, который обязан своим существованием «облакам». Он стал примером того, как молодой проект с нулевым бюджетом может превратиться в многомиллионную компанию за рекордно короткий срок.
Консьюмеризация
Но «облака» не были бы революцией, если бы от их существования было хорошо только Twitter’у. С появлением iPhone и iPad, изменилась модель поведения самого пользователя. Внезапно, пользователю оказались не нужны большие и мощные компьютеры, он больше не хочет играть в реалистичные игры и использовать на компьютере сложные программы. Он хочет устройство, которое позволит ему быть: более социальным, более коммуникабельным, более мобильным. Разные компании поняли это по-разному, кто-то занялся производством социальных «стартапов», кто-то начал изобретать новые способы взаимодействия с компьютерами, но практически все поняли, что мир нуждается в совершенно новых, переосмысленных мобильных устройствах и в первую очередь это значит, что нужно переосмыслить операционные системы.
Так началась «консьюмеризация» ИТ-рынка и проникновение высоких технологий туда, где нет подготовленного специалиста. Оказалось, что ключ к этой «консьюмеризации» в «облаках». Как дать новому пользователю то, что он хочет и при этом не задумываться о фантастических «био-процессорах» и ядерных реакторах в телефоне? Очень просто, дать ему устройство, которое будет «окном» в высокопроизводительные «облака». Наряду с распространением высокоскоростного интернета – это и стало фундаментом для построения нового технологичного будущего. Просто так сложилось или совпало, понимайте это как хотите, но пути назад нет.
Смена эпох
Но вернемся к Intel и Microsoft. Эти две компании по существу создали целую эпоху персонального компьютера, создали и безраздельно ею правили. Судьбы этих компаний, до недавнего времени, были неотделимы друг от друга. Чтобы рассказать о значимости этих двух гигантов мне не хватит ни слов, ни объема этой статьи. Однако в этом десятилетии все изменилось. И настало время меняться самим Intel и Microsoft. И дело тут вовсе не в производстве брендовых устройств, как многие могли бы подумать. Здесь важно другое, а смогут ли эти две величайшие компании встроиться в новый рынок? К счастью для компании Microsoft – они это вовремя поняли и представили Windows 8. Мало кто имеет полное представление о том, насколько эта операционная система — другая.
Но постойте, революция революцией, и все же рынок не может так быстро переключиться на новый «мэйнстрим». Рынок инертен и Microsoft – это альфаматер целой эпохи, она не может взять и обрубить концы, наплевав на все то, что сделала ранее. В результате чего Windows обречена годами тащить за собой багаж из невообразимого количества устаревших возможностей и технологий. Даже Windows 8 все еще имеет рудимент в виде классического рабочего стола и поддержки «старого» программного обеспечения.
Так же как и в случае с Windows, архитектура Intel с годами собрала под свое крыло множество и множество устаревших морально и физически возможностей. И процессоры Intel также вынуждены тащить за собой этот багаж. К сожалению, Intel до сих пор не смогла встроиться в новый уклад рынка. Очевидно, что поставленная задача просто несовместима с их архитектурой. Они все еще могут создавать очень мощные процессоры и ставить рекорды производительности, но рынку это больше не нужно. Рынку нужна мобильность, и с этим в Intel серьезная проблема. Их процессоры все еще слишком большие, слишком «горячие» и слишком много расходуют энергии.
Несостоятельность Intel и желание Microsoft укрепиться на новом рынке – привело к тому, что пути этих двух гигантов разошлись. А внимание Microsoft переключилось на архитектуру ARM. Это не новая архитектура и не новая технология, это просто другая архитектура, которая больше соответствует новому рынку. Процессоры, построенные на этой архитектуре, имеют низкое энергопотребление, низкое тепловыделение и маленький размер. Поэтому их применяют во встраиваемых системах и в мобильных устройств, где они сейчас уверенно доминируют. Среди компаний, производящих процессоры на этой архитектуре: Samsung, Qualcomm и, конечно, nVidia. Именно процессоры этих компаний стали основой для большинства сегодняшних смартфонов и планшетов, включая: Nokia Lumia, iPhone, iPad и Surface.
Так зачем же нужна Windows RT?
Дело в том, что компания Microsoft хочет не просто встроиться в новый рынок, но и укрепиться на нем как полноправный хозяин. До недавнего времени экосистема Windows представляла собой раздробленный хаотичный набор всевозможных операционных систем, едва ли многие из читателей имеют, даже, представление о том, сколько всего вариаций Windows существует. И речь не о редакциях или поколениях. Нет, речь о сферах применения Windows, о сценариях ее применения и вариациях этой операционной системы для каждого такого сценария. Настольная Windows, серверная Windows, Windows Embedded для встраиваемой электроники и специализированного оборудования, Windows Phone и Windows Mobile для телефонов, Windows CE для других специализированных устройств. Все это сейчас представляет собой зоопарк. И дело тут не только в разных названиях и сценариях, разница между некоторыми из них – фундаментальна и не существует способа использовать эти Windows в разных устройствах, при этом сохраняя целостность экосистемы, представляя один и тот же контент на разных устройствах одинаково хорошо. Точнее не существовало, до появления Windows RT.
Консьюмеризация рынка означала, что пользователь больше не ограничивается компьютером и Microsoft должна унифицировать Windows как операционную среду для всех этих сценариев. Так они пришли к концепции «трёх экранов». Это понятие существовало давно, но, очевидно, опережало свое время, как и многое другое. Концепция «трёх экранов» — это модель потребления информации человеком. Согласно этой концепции, в жизни человека присутствует условно три экрана: компьютер, смартфон и некий большой или общий экран. Третьим экраном для потребления контента можно условно назвать телевизор или самый большой экран из имеющихся. Однако тут есть небольшая деталь. Если унифицировать компьютер и смартфон будет относительно просто, ведь есть общий знаменатель – Windows. То как унифицировать большой экран? Исторически сложилось так, что ИТ-сфера не очень касалась производства телевизоров и, хотя, есть еще Xbox, Apple TV и Google TV, все равно не остается общего знаменателя для третьего экрана. Может быть общий знаменатель у всех трёх экранов – браузер? Все мы помним, как один и тот же сайт мог по-разному смотреться в трёх браузерах, к тому же для представления динамического контента все еще требовался Flash, который совсем не вписывался в унификацию и единую идеологию. И здесь, снова очень своевременно, возник HTML5. У Microsoft на тот момент уже были наработки в новом интерфейсе, ранее известном как Metro, но только с приходом к концепции «трёх экранов» этот интерфейс получил билет в светлое будущее. Фактически не важно, какой интерфейс выбрала Microsoft, важно то, что совокупность их наработок и возникновение «облаков» позволила создать единую операционную среду для всех трех экранов. Технологии, которые лежат под интерфейсом и над ядром – позволяют унифицировать представление одного и того же контента, при этом для представления используется, условно, одна и та же программа. Нельзя абсолютно унифицировать это представление, разные размеры и форм-факторы не позволят контенту выглядеть совершенно одинаково, и пользователь не сможет одинаково легко работать с одним и тем же представлением на очень маленьком и очень большом экране. И тем не менее — Windows 8, Windows Phone 8 и «облака» позволили наконец абстрагироваться от операционной системы или устройства и сосредоточиться на самом важном – на контенте. И это позволило Microsoft легко сместить фокус Windows на мобильные устройства, тем самым подстроиться под новый рынок, сохранив наследие предыдущей эпохи. Это невероятно, но Windows 8 еще до своего появления на рынке стала не столько операционной системой, сколько целой идеологией, отрезанной от понятия «компьютер».
Я считаю, что это гениальная идея, никто не мог представить, что Microsoft сможет безболезненно уйти от своего наследия и так быстро встроиться в новую эпоху. Но они это сделали, и это действительно гениальный выход из сложившейся ситуации. Моё бесконечное уважение этой компании. Я не могу выразить словами, на сколько важно то, что они сделали, но Microsoft в очередной раз доказала, что имеет полное право править на ИТ-рынке.
Почему Surface выходит на рынок именно с Windows RT?
Все очень просто, Windows RT – это будущее мобильных устройств, отрезанное от компании Intel. Это основа Windows Phone 8, которая также станет одной их ключевых фигур на новом поле. Поэтому любые предположения о том, что эта ОС свернется при недостаточно хороших продажах – глупость. Фактически отказ от Windows Phone или Windows RT – это отказ от будущего. Это фундамент для всего дальнейшего развития Microsoft, если Intel не сможет вернуться в игру.
Покупать ли Surface? Я не стану утверждать, что Surface убьет iPad, фактически я даже не могу утверждать, что Microsoft собирается позиционировать Surface как флагманский планшет на Windows. Но даже если предположить, что это всего лишь референсное устройство, то есть некий эталон или ориентир для партнеров, то он все равно будет эпохальным устройством, ведь он начнет продаваться первым. Если хотите иметь устройство, которое исторически откроет целую эпоху, вероятно в перспективе нескольких десятилетий, то у вас нет выбора. Конечно, не все могут позволить себе так быстро уйти от Intel и кому-то интереснее иметь классический Surface Pro, но если говорить о перспективах, то младший Surface заслуживает гораздо большего внимания.