С обновлением руководства Microsoft кардинально изменилась политика в отношении множества продуктов, сервисов и направлений развития компания. Ключевым стала тактика развития подразумевающая приоритет предоставления мобильных и облачных услуг до конечных потребителей вне зависимости от используемой платформы.
Результатом этих действий, как мы все знаем, стало появление множества продуктов Microsoft, в том числе Office, на конкурирующих ОС, прекращение поддержки множества приложений MSN, закрытие киностудии Xbox Entertainment Studios, продажа остатков aQuantive компании Aol, части Bing Maps сервису Uber и большие сокращения в рядах подразделения по производству смартфонов Lumia, доставшихся кровью и потом от Nokia. В этих условиях даже ходили слухи о том, что «под нож» может пойти весь Bing и даже Xbox как непрофильные активы, но это лишь осталось слухами. По словам CEO Microsoft Сатьи Наделлы Bing станет прибыльным уже с 2016 года. Есть ли тут место Xbox и как это повлияет на PC-гейминг в частности? Попытаемся понять в большой истории развития Windows как игровой платформы.
От Dreamcast к Xbox Live
Microsoft создала рынок традиционный PC-гейминга по факту «случайно»: она создала Windows-платформу и предоставила решения для создания игровых продуктов через технологию DirectX. Не налагая какие-либо ограничения на процесс дистрибуции рынок развивался стихийно и почти независимо от Microsoft. В тоже время сам факт существования большого рынка игрового ПО явно не давали отринуть мысль о том, что компания должны выйти на него. Менять сразу правила игры на Windows могли отпугнуть клиентов и партнёров, поэтому первый заход был сделан через компанию Sega и её приставку Dreamcast, которая содержала в себе специальную версию Windows CE и DirectX 6.
В связи с провалом консоли со стороны Sega, Microsoft взяла инициативу в свои руки и так на свет в 2001 году появился оригинальный Xbox, который по факту был переработанным х86-компьютером. Вместе с ним был и запущен Xbox Live, который и по ныне считается одним из лучших сервисов онлайн-гейминга для консолей. Появившийся далее Xbox 360 закрепил успех, что позволило вновь обратить внимание Microsoft на рынок ПК-игр, которые развивался большими темпами, но компания до сих пор игнорировала его.
Games for Windows в цифрах и «фичах»
И вдруг на рынок вышла Windows Vista в котором появился специализированный раздел Games Explorer (которым из разработчиков никто не пользовался), а следом и сервис Games for Windows, которые были призваны удержать пользователей как в рамках пользования сервиса и цифровых покупок, так и использования Windows Vista, только на котором запускались некоторые эксклюзивы как Halo 2. Под лейблом Games for Windows совокупно с 2006 по 2013 год, включительно, было выпущено всего 158 игр из которых лишь 73 имело поддержку Live. Сам сервис Games for Windows Live официально работал лишь в 41 стране мира. Для сравнения на момент написания этого текста в Steam находилось более 13,5 тысяч товаров, доступные, как минимум, для жителей России.
Games for Windows был построен по немного странной системе: сам бренд распространялся лишь как некий «сертифицированный продукт», не давая пользователю ничего нового с точки зрения геймплея. Покупка игр или их активация не обязательно шла через клиент Games for Windows, поэтому в продажах GFWL-игр доминировал ретейл. Игры, распространяемые через цифровой канал (как Steam), шли как Games on Demand и их было всего 225. Стоит заметить, что в её рамках продавались и не-Games for Windows-игры, коих было всего 90.
В качестве киллер-фичи сервиса подразумевалась кроссплатформенная игра между ПК и Xbox 360, которую де-факто сейчас Microsoft перезапускает. Реализована к слову она была лишь в пяти играх: Shadowrun, Universe at War: Earth Assault, Lost Planet: Extreme Condition — Colonies Edition, BlazBlue: Calamity Trigger и Game Room. Самый существенный недостаток выявился невероятно быстро: пользователи геймпадов проигрывали в скорости пользователям мышей и клавиатур, поскольку не было ограничений на использование определенной периферии.
Была и еще одна фишка, которую пытались перенять с консолей – а именно запуск игры сразу после вставки диска в привод. Технологию назвали Tray and Play и работала она только на Halo 2. В настоящий момент с развитием Интернета этот вопрос решается частичным кешированием в некоторых играх или функциями предзагрузки во время предзаказа.
Причины провала
Клиент Games for Windows постоянно во время своего существования подвергался критике со стороны пользователей: качество работы, баги синхронизации, неудобная система покупок через Microsoft Points, DRM, отсутствие дополнительной социальной функциональности. В общем, любви между геймерами и Microsoft на PC рынке не вышло.
Учитывая, что на рынке уже существовал сервис Steam от Valve, который успешно вбирал в себя дополнительный функционал, становясь не только системой цифровой дистрибуции, DRM-защиты, но и социальной сетью для геймеров, отрыв между продуктом Microsoft и Valve становился все больше, что и привело к закрытию магазина Games for Windows Live Marketplace в августе 2013 года и всего сервиса в июле 2014 года.
Похожее, но «не то»
Официальная замена GFWL – сервис Xbox for Windows как часть раздела Windows Store. Но это совершенно разный де-факто пользовательский опыт. Игры из Windows Store ориентированы в первую очередь как мобильные игры и не могут быть полной заменой Steam, если пользователь конечно не очень казуален. Из серьёзных игр «больших игр» оттуда можно упомянуть разве что Project Spark и тот же BlazBlue: Calamity Trigger, который ранее был в составе Games for Windows.
С разработкой Windows 10 все же Microsoft немного призадумалась как можно исправить положение и начал разработку Xbox App, который позволит использовать ПК вкупе с социальными составляющими, которые дублируют текущую экосистему Xbox, а значит большинство пользователей – владельцы консолей. Использование Xbox App для стриминга с Xbox One можно назвать плюсом лишь для пользователей консоли, поэтому как частность для PC-only геймеров мы этот пример не берем.
В рамках приложения формально можно запускать любые игры, в том числе и из Steam, но это сделано не очень глубоко на уровне ручной добавки ярлыков, не более. Далее Windows 10 привнес фирменный оверлей Xbox в любые запущенные игры и вызываемый кнопкой Xbox на геймпаде, который позволяет делать небольшие записи через DVR и скриншоты. Скриншоты с облачной интеграцией умеет делать и Steam, так что видео – единственный сейчас плюс. А учитывая, что оверлей – это наложение, бывают и, например, такие моменты: я включал Battlefield 3 с оверлеем от Origin, который я запускал через оверлей Steam, который в итоге выдавал оверлей Xbox.
Steam – как монополия PC-гейминга
Сейчас Microsoft провозгласил в рамках Xbox лучшую линейку игр в истории. При этом большая её часть не является полными эксклюзивами и ограничивается “Платформами Microsoft”, куда включается и Windows, и Xbox. Поэтому ПК посетит и Fable Legends, Killer Instinct, а также Gigantic и Rise of the Tomb Rider вместе с Gears of War: Ultimate Edition. Стоит отметить – первые три игры являются free-to-play, что подчеркивает важный момент, что Microsoft не верит в ПК платформу как игровую, зная о проблемах пиратства. Но вероятно, что именно эти три игры выйдут эксклюзивами Windows Store (Fable Legends уже заявлена), что, впрочем, нельзя сказать о Tomb Raider и Gears of War.
Отсюда следует сказать, что сейчас Microsoft относительно PC-гейминга делает очень осторожные шажки, боясь повторить опыт Games for Windows Live. Поэтому рассматривать PC-рынок стоит со стороны тайтлов, выходящих в Steam. А это целое море приложений, которые мы с вами пропускаем. Мы рассматриваем устройства и приложения на Windows, так давайте поговорим и об играх!