Сегодня мало кто не слышал о Modern-дизайне от Microsoft, ставшего визитной карточкой компании с выходом «плиточной» Windows 8. Для кого-то стиль стал эталоном, кому-то на него всё равно, а кто-то настолько его не переваривает, что буквально с выходом каждого нового продукта Microsoft пророчит отказ от него и скорейшую гибель компании. Столь бурная дискуссия относительно данного стиля не могла оставить меня равнодушным и я, как любой уважающий себя человек, который не разбирается в графическом дизайне, решил внести в спор свою лепту.
По моему мнению, Modern Design Language стал одним из самых смелых и инновационных дизайнерских решений последних двадцати лет, внедренным в промышленных масштабах. Он изменил саму концепцию подачи информации, переключив фокус с различного рода украшательств на непосредственно контент, облаченный в наглядную, простую и одновременно изящную форму.
Для того, чтобы достаточно четко обосновать свою позицию, я решил кратко пройтись по всей истории графических интерфейсов.
Начнем с самых глубин — времен командной строки и текстовых интерфейсов. Изначально, работа со всеми операционными системами происходила непосредственно вводом команд и выводом информации с помощью последовательных интерфейсов. Такой подход был довольно удобен и логичен, особенно в сравнении с работой с перфокартами. В начале второй половины XX века использовались клавиатура и телетайп, который позднее был заменен монитором. К 70-м годам прошлого века, приобрели широкое применение текстовые терминалы, представлявшие собой мониторы, имеющие собственные небольшие «мозги» и возможность подключения периферии. К машине, на которой непосредственно была запущена ОС, терминал подключался с помощью последовательного порта. Таким образом, один компьютер мог позволять работать множеству терминалов в одной системе.
Позднее, с развитием персональных компьютеров, нужда в терминалах стала отпадать, но их концепция осталась в операционных системах. Особенно заметна она в UNIX-подобных ОС — те самые «терминалы»(xterm, к примеру) в Linux являются эмуляторами настоящего, теплого и иногда взрывающегося терминала. Более того, большинство языков программирования имеют понятия стандартных ввода и вывода, которые в Windows, Linux и OS X происходят непосредственно в командной строке/терминале. Очевидно, что единственным средством «самовыражения» в таких условиях является лишь типографика, которая существенно ограничена возможностями терминалов.
Но текстовые интерфейсы не остановились в своем развитии на работе с одними лишь командами. Достаточно популярны были и интерфейсы, реализованные с помощью текстовых символов — псевдографики. Они стали первым шагом к «очеловечеванию» работы с компьютерной информацией. Псевдографику можно встретить и сегодня, например, в меню BIOS.
Скевоморфи́зм — физический орнамент или элемент дизайна, который скопирован с формы другого объекта, но изготовлен из других материалов или иными методами. Примеры включают в себя керамику, украшенную имитацией заклепок для схожести с аналогичными горшками, сделанными из металла, или компьютерный календарь, который имитирует внешний вид скрепления страниц бумажного настольного календаря. (Википедия)
Как известно, первым успешным коммерческим продуктом, использовавшим GUI стал Macintosh от компании Apple. Стив Джобс, руководивший разработкой компьютера, позаимствовал это решение у компании Xerox, которая имела несколько устройств с графическим интерфейсом и мышью в своем арсенале но не смогла их продвинуть в массы.
Как можно заметить, уже в 1984 году в GUI операционной системы для Mac был заложен принцип скевоморфизма, ставший определяющим не только для Apple, но и для всех пользовательских интерфейсов в дальнейшем. Такое решение было вполне очевидным и логичным, однако, в 1984 году мало кто из производителей ПО об этом задумывался.
Разработка первого Macintosh велась несколько лет, в течение которых Билл Гейтс, контактировавший с Apple, воспользовался уже «позаимственными» Джобсом наработками в области оконного интерфейса и создал оболочку для MS-DOS, названную Windows. Windows 1.0 была анонсирована в 1983 году и вышла в 1985.
Бросается в глаза аскетичность Windows рядом с яблочной System 1. Apple в своем стремлении сделать компьютер «для всех» пошли куда дальше и сделали действительно дружелюбный и наглядный интерфейс.
Технический прогресс двигал графический дизайн вперед: увеличивалось разрешение экрана, росло количество цветов, которые мог отображать пиксель. Изображения интерфейса становились все более реалистичными и отображали больше признаков реальных объектов. Так, «Корзина» стала заполняться мусором и очищаться с характерным шуршащим звуком.
К середине нулевых, графические интерфейсы практически перестали развиваться идейно, обрастая различными спецэффектами вроде анимации, полупрозрачности и прочих украшательств. И в Windows Vista, и в OS X к этому времени уже существует понятие виджетов. При этом, яблочный интерфейс старается как можно больше имитировать предметы из окружающего мира, такие как адресная книга, бумага для заметок, калькулятор. В Vista виджеты куда более абстрактны.
Единственной яркой идеей тех времен можно назвать трехмерную среду рабочего стола. Подобные решения зачастую отнимали множество ресурсов, а управление ими с помощью мыши и клавиатуры не всегда было удобным, в связи с чем они не прижились.
Удачная концепция с использованием признаков реального мира получило мощнейший толчок в своем развитии в 2007 году — Apple выпустила свой первый iPhone. Отличительной чертой смартфона стало использование сенсорного экрана, реагировавшего на касания пальцев. Это позволило сделать интерфейс еще более интуитивным и понятным, а главное — пользователь совершал практически те же самые действия, что и в повседневности. Выход iPad в 2010 году еще более укрепил веру в то, что скевоморфизм — лучшая концепция представления компьютерной информации.
Однако, в недрах Microsoft готовилась еще одна смелая, радикальная и дерзкая концепция — Metro UI, впоследствии ставшего Modern Design Language. Для начала, стоит кратко объяснить основы этого стиля.
Modern Design Language основан на интернациональном типографическом стиле (т.н. «швейцарский дизайн»), который предполагает аккуратность набора, удобочитаемость и беспристрастность. Из этого следует один из главнейших принципов концепции — использование хорошей типографики, которая поставлена во главу угла. Для Modern Design Language используется семейство шрифтов Segoe.
Следующий принцип — отказ от лишней графики, сосредоточение на основном контенте, который действительно важен для пользователя. Все функции ярких значков исполняет шрифтовая работа и простые иконки, выполненные в типографическом ключе. На этом моменте стоит вспомнить о первоисточнике, послужившим вдохновением для разработчиков концепции — знаки общественного транспорта, такие, как в системе перевозок King County Metro(обслуживает большую часть Сиэтла).
В качестве третьего основополагающего принципа Modern Design Language стоит выделить анимацию, основанную на плавных переходах и взаимодействие с пользователем, подразумевающее реальные действия, такие как нажатие и перемещение. Этот подход схож с идеей скевоморфизма, которая была максимально развита в интерфейсах Apple и именно он позволил обеим концепциям обеспечить эффект «отдачи», обратной связи во время работы с GUI.
Первые элементы Modern Design Language можно увидеть в Windows Media Center в Windows XP MC Edition (текст в качестве основной формы навигации). За год до выхода iPhone в этой концепции был обновлен плеер Zune, ставшее пробой пера для нового стиля.
Переломным моментом стала ОС Windows Phone 7, принесшая с собой Modern Design Language на смартфоны и выход Windows 8 на компьютеры, которая реализовывала «двойственный» интерфейс. Именно с этого момента начались ожесточенный споры по поводу новой концепции. Во многом, неприязненное отношение к «плиточному» интерфейсу новой ОС возникло из-за не совсем корректной подачи Microsoft, в результате чего «плитки» и типографика смотрелись чем-то чужеродным рядом с консервативным и скевоморфичным интерфейсом, унаследованным из Windows 7.
Совершенно иначе сложилась ситуация с Windows Phone 8. Именно на мобильных устройствах Modern Design Language раскрылся в полную силу: представление контента на плитках, минимум украшательств, элегантная типографика, интуитивность управления. Кто-то говорил, что «такое ощущение, что Microsoft поручила делать интерфейс людям, которые никогда в жизни не видели смартфонов» — настолько самобытно и необычно выглядела новая ОС. Windows Phone 8 действительно стала революцией в области пользовательских интерфейсов. Вопреки сомнениям многих, минимализм не сделал смартфоны на новой ОС скучными и однообразными — бесполезные рюшечки заменила индивидуальность информации, с которой связано каждое отдельное устройство.
Сегодня Microsoft обновила Modern Design Language, который теперь носит имя «Modern Design Language 2». Он стал еще более аккуратным, легким и визуально чистым. Новая Windows 10 теперь выглядит единым целым, поскольку парадигма используется повсюду: в различного рода меню, иконках, интерфейсах приложений. Более того, ОС теперь адаптирует дизайн к методу взаимодействия: мыши или сенсорному экрану, объединяя опыт использования планшетов, ноутбуков и персональных компьютеров.
А теперь главное — почему за Modern Design Language будущее? Пробежавшись по истории графических интерфейсов мы видим, насколько сильна была их тяга к ассоциации с реальным миром. Именно поэтому скевоморфический подход получил такое распространение — пользователю проще работать с тем, что ему понятно, чем он пользуется каждый день, каждый час, каждую минуту: бумагой, кнопками, переключателями. Ассоциативное мышление — вот движущая сила познания скевоморфичного интерфейса, залог успеха.
Но чем дальше развивался интерфейс, тем сильнее он уходил в сторону не продолжения реальности, а ее имитации. Текстура дерева на иконке. Рисунок блокнотного листа. В деталях прорисованный калькулятор. Визуальная часть поглощает функциональную — а это не в духе времени. Ровно как модернистская архитектура постепенно вытеснила традиционную за счет большей функциональности и простоты, так будет вытеснять Modern Design Language прочие интерфейсы. Вы хотите текст? Вы получаете не имитацию записной книжки, а хорошо напечатанный текст. Вы хотите посмотреть погоду? Вам не нужно открывать для этого само приложение. Иконки социальных сетей не просто заманивают вас яркими цветами, а показывают последние действия, совершенные вашими друзьями. Приложение и кнопка, запускающая его, стали единым целым. Простота. Функциональность.
Именно поэтому в iOS 7 так радикально «cплющился» интерфейс. В минимализм приоделся и Android. Информация выходит на передний план. Однако, изменения не носят такого радикального характера, как у Modern Design Language. Смартфон на Windows Phone — как источник информации, такой же, как, например, книга. ОС стала продолжением повседневной реальности, а не чем-то обособленным.
Существует еще один фактор, который делает Modern Design Language наиболее перспективным. Дополненная реальность становится все ближе, и Microsoft максимально сконцентрировалась на данном направлении (HoloLens). Типографический интерфейс в стилистике Modern фактически уже существует в реальной жизни в виде указателей, о чем мы рассказывали ранее, поэтому, дополненная реальность от MS будет выглядеть максимально естественной и привычной. Не в каждый интерьер впишется залитая ядовитым градиентом кнопка. Иконографика и типографика интерфейса Microsoft — в каждый.