В минувшие выходные в Москве состоялся российский финал международного студенческого конкурса технологических проектов ImageCup 2016. Традиционно конкурс был разделен на три категории: «Игры», «Социальные проекты» и «Инновации». В российский финал конкурса вышли 20 команд из 200 зарегистрированных, представляющие учебные заведения со всей страны. Экспертному жюри предстояло выбрать по одному победителю из каждой категории. Победители проходят в международный полуфинал, где решается, какая из трёх команд поедет в Сиэтл на международный финал конкурса.
На российском финале присутствовало специальное медиа-жюри, куда вошли представители прессы, радио, телевидения и популярные блогеры. Мы тоже участвовали в оценке и выборе победителей в номинации выбор «Выбор прессы», а также пообщались с коллегами и одним из самых популярных видеоблогеров в России Русланом Усачевым.
— Руслан, расскажите, как вы относитесь к инициативе ImagineCup от Microsoft?
— Я думаю, что чем больше школьников могут получить Xbox, Игровой ноутбук и поездку в Америку — тем лучше.
— А как вы оцениваете потенциал проектов — развиться во что-то настоящее?
— Все зависит от конкретного человека: хватит ли задора довести проект до конца, что всегда очень сложно. Это такая проверка, ImagineCup даёт тебе старт, а дальше всё зависит от тебя.
— Какие из увиденных сегодня проектов вам понравились или запомнились?
— Я буквально только что играл в Turn On (игра от команды Brainy Studio, победителя международного финала ImagineCup 2014 в категории Игры, — прим. ред.), игру от ребят, которые победили в финале ImagineCup пару лет назад. Сейчас они наконец закончили проект. Приятная картинка и играть интересно. И я говорю это без всякой снисходительности.
— Вы бы стали играть в неё, если бы она просто продавалась в магазине?
— Да, если бы она мне попалась. Я сейчас поиграл в неё с удовольствием. К сожалению, там только один уровень был.
Можно смело сказать, что текущий российский финал ImageCup 2016 проходил под эгидой категории «Игры». Почти 65% проектов, представленных на конкурсе, выступали именно в этой категории. Видимо, успех наших предыдущих победителей международного финала конкурса не давал покоя новым участникам и многим захотелось повторить успех предыдущих команд. Напомним, что российские команды Brainy Studio и IzHard завоевали первые места на ImageCup 2014 и ImageCup 2015 соответственно, выступая в категории «Игры».
Победителей определяло экспертное жюри, куда вошли представители компании ABBYY, Открытого университета «Сколково», департамента информационных технологий Москвы и другие эксперты ИТ-индустрии. Перейдём непосредственно к победителям российского финала ImageCup 2016 года.
В категории «Социальные проекты» первое место завоевала команда Kind Brain из Череповецкого государственного университета. Их одноименный проект позволяет силой мысли управлять программным обеспечением и окружающими гаджетами. Проект призван помочь людям с ограниченными возможностями полноценно пользоваться современными технологиями. Еще до объявления победителей команда Kind Brain рассказала нам о своем проекте и непростом пути к победе:
— Наш проект нацелен на людей с тяжелой формой паралича. Этим людям сложно управлять бытовым пространством, им сложно общаться и управлять компьютером. Мы сделали систему на основе нейрокомпьютерного интерфейса, то есть устройство, которое считывает потенциал с поверхности головы человека, а также считывает его мимику. Мы связали этот нейроинтерфейс с бытовыми устройствами, а также камерами удаленного видеонаблюдения. Благодаря этому человек может удаленно присутствовать на различных мероприятиях, например, этот ImagineCup.
Сергей Пыж, представитель Kind Brain
Проекту нет еще и года, но команда уже получила грант от Фонда Бортника на 200 тысяч рублей и смогла использовать эти деньги для разработки собственного нейроинтерфейса: «Сейчас мы используем готовый нейроинтерфейс Emotiv Epoc, но он слишком неудобный. Люди не могут пользоваться им длительное время в лежачем положении. Поэтому мы разрабатываем собственный нейроинтерфейс с сухими контактами, он решит проблему».
Когда мы общались с ребятами из Kind Brain, они еще не знали, что победили, но свою программу-минимум на ImagineCup уже выполнили: «Мы хотели получить обратную связь от экспертов, которые могут что-то знать и дать дельный совет. И мы действительно выслушали некоторые советы и вняли им. В первую очередь, мы разрабатываем этот проект не ради конкурса, а потому что это интересно, и так мы можем помочь людям. Для развития нашего проекта не имеет значения, выиграем мы или нет. Безусловно, если мы победим в этом и международном финалах, то деньги пустим на развитие проекта».
Что ж, остаётся только пожелать удачи Kind Brain на международном финале в Сиэтле, если, конечно, они туда попадут. Ведь им противостоят ничуть не менее достойные соперники, например, наш следующий победитель.
Первое место в категории «Инновации» досталось команде Orange Team, представляющей Смоленский государственный университет и Смоленский государственный медицинский университет. Их проект Women`s Health, как говорят сами ребята, находится на стыке медицины и ИТ и поднимает весьма животрепещущую тему планирования семьи.
Задумали мы его (проект, — прим. ред.) в октябре прошлого года на хакатоне ImagineCup и в декабре у нас уже был рабочий прототип. До этого нам говорили, что это какая-то ерунда, зачем это нужно, это же смешно и так далее. Но в итоге на хакатоне мы выиграли и началась работа с кафедрами, чтобы набрать фокус группу.
Представитель Orange Team
Система, которую создали Orange Team, использует смартфон и носимый датчик температуры для сбора данных о состоянии здоровья женщины. После накопления определенного объема этих данных, система сама диагностирует овуляцию и прогнозирует менструальный и репродуктивный циклы. Таким образом, условная пациентка понимает, когда наступает самое лучшее время для зачатия.
Не смотря на то, что проект совсем молодой, ребята уже достигли серьезного прогресса. Они не только написали универсальное приложение, но и договорились о клинических испытаниях и даже разработали план производства своего носимого датчика температуры. Хотя на данный момент они используют обычные фитнес-трекеры, в перспективе у них собственные браслеты для более точного сбора данных и со значительно более низкой ценой.
Думаю, что ImagineCup прежде всего подстегнет нас, заставит работать быстрее. Между полуфиналом и финалом всего три недели. И за эти три недели нужно что-то существенное сделать, чтобы показать, что эти три недели ты не сидел и не ждал финала. Конечно, мы хотим победить, как и все, это наша цель участия в конкурсе. Но еще мы хотим найти инвестиции, продвинуть проект в частные клиники и индивидуальным клиентам.
Представитель Orange Team
От всей души желаем Orange Team также удачи на международном финале, успехов в работе над проектом и в его продвижении. Ведь ребята обещали нам не бросать столь важную и перспективную работу даже в случае проигрыша. И удача им понадобиться, ведь два года подряд в финал ImagineCup из России попадали команды из категории «Игры», смогут ли Kind Brain или Orange Team прервать эту победную серию или в Сиэтл снова отправится наш следующий победитель?
Победителями категории «Игры» стала команда InfinitePizza из Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М. А. Бонч-Бруевича и Колледжа строительной индустрии и городского хозяйства. Команда представила игру-песочницу Partycles. Упор в игре сделан на изучение различных химических элементов и их реакций, которые игрок создаёт с помощью сталкивания элементарных частиц.
Игра Partycles выглядит очень перспективно. И, если она не состоится именно как игровой продукт, то в сфере образования у неё неплохие шансы стать успешной. В Partycles нам предстоит в игровой форме сталкивать молекулы и атомы, получая различные элементы. То есть, например, в учебном заведении учитель может попросить учеников составить определенную реакцию по ранее выученным формулам. Вариантов развития у Partycles много, желания создавать у разработчиков не меньше, надеемся, что они доведут своё дело до конца.
На InfinitePizza лежит большая ответственность, они должны показать себя ничуть не хуже и даже лучше предыдущих финалистов из России: Brainy Studio и IzHard. А это, поверьте, не так непросто. Очень хочется поддержать ребят и пожелать им не просто победы, а достойной победы, ведь именно их категория два года назад принесла России первую золотую медаль ImagineCup.
Также были награждены участники технологического конкурса для школьников «Магистр кода». Наградами были отмечены Тимур Мустафин (17 лет, г. Казань), представивший сайт КвантRoom, Артём Стефановский (16 лет, г. Орел) с игрой «Ковчег спасения» и Трофим Филоненко (17 лет, г. Иваново) с приложением Anti-Snatcher. Самый главный приз – поездку в Сиэтл, завоевал Тимур Мустафин. Его сайт помогает школьникам подготовиться к ЕГЭ.
Думаете, что тоже могли бы представить нашу страну в финале ImagineCup, придумать достойный проект и претворить его в жизнь, или помогать другим людям с их проектами? Что ж, поверьте, это совсем не так сложно, как кажется. О том, как этого добиться расскажет «Lead Microsoft Student Partner» в г. Санкт-Петербург Илона Дашук:
— Кто такие Microsoft Student Partner (MSP) и чем вы занимаетесь?
— Мы (Студенты Партнеры Microsoft, — прим. ред.) представляем студенческое сообщество, которое продвигает ИТ-технологии среди таких же как и мы студентов. Помогаем им двигаться вперед в сфере ИТ, рассказываем о технологиях Microsoft и не только. Для ImagineCup помогаем собрать команду, разобраться в технологиях, рассказать о себе. Мы – это такие «мини евангелисты».
— А как стать одним из вас, «мини евангелистов»?
— Можно подать заявку на сайте программы (http://msp-club.ru), а можно подойти или написать любому из MSP, например, мне (Telegram @viis_w, группа в vk: vk.com/msevents).
— А кто из студентов может претендовать на участие в ImagineCup?
— Участвовать могут любые студенты: бакалавры, магистранты, аспиранты и даже школьники. Есть среди участников и молодые преподаватели университетов и школ.
— А как студентам попасть на ImagineCup? Помимо наличия самого проекта, кому нужно написать, сколько заплатить, кому покланяться?
— Платить никому не надо, а вот кланяться обязательно на ИТ-технологии. Нужно быть в курсе современных тенденций в ИТ, изучать и понимать, уметь их использовать. MSP как раз в этом помогают – устраивают ИТ-конференции, курсы, хакатоны. А так, можно подать заявку на сайте конкурса, или опять же написать любому из MSP. Но вообще, всё начинается с хакатонов, которые проводятся в начале каждого учебного года. Можно прийти туда сразу со своей командой и проектом, либо познакомиться с ребятами на месте, создать команду и придумать проект. Это могут быть: приложение, игра, или что-то другое. На разработку идеи, или уже каких-то прототипов отводится 24 часа, после чего представляете то, что есть. Если жюри, в котором обычно ведущие ИТ специалисты, понравится, то проходите в следующий региональный этап. Когда пройдете региональный этап, отправитесь в Москву на российский финал, где сможете представить проект среди лучших из лучших.
— А что именно дает ImagineCup своим участникам?
— Помимо того, что участники смогут рассказать о себе и своем проекте, они получат очень ценную обратную связь от различных профильных изданий, специалистов Microsoft, и конечно людей, которые в дальнейшем будут пользоваться теми продуктами, которые вырастут из проектов. Это сильнейший толчок для развития их проектов. ImagineCup, пожалуй, одна из самых, а возможно и самая, крутая и важная стартовая площадка в России и в остальном мире для подобных проектов.
Пожелаем всем победителям российского финала удачи в сражении с номинантами из других стран. У ребят получились интересные и даже серьёзные проекты. Мы также желаем всем участникам российского финала ImagineCup 2016 не расстраиваться и не разочаровываться в своих проектах. Всё, что вы делаете, — интересно, полезно и перспективно. Поэтому не бросайте своё дело, а улучшайте и развивайте его. Спасибо вам, что вы это делаете. Вы молодцы!