В подготовке обзора, как, наверное, и в любом другом деле, самое сложное — это начать. Вот и сейчас я надолго «завис», раздумывая — как же начать мне этот текст. В голову лезли всяческие банальности от сухих пресс-релизных клише, до громогласных «счастье рядом». Честно говоря, не имеет значения, как именно я начну, куда важнее — как закончу. Вот и у компании 2Гис в отношении своего приложения для Windows Phone какая-то схожая тактика. Моё знакомство с первой бета-версией приложения состоялось минувшей весной, оно оставило у меня, мягко говоря, двоякое впечатление. Ситуация не изменилась и с релизом, хотя, не буду скрывать, надежда теплилась до последнего.
Опробовав обновленную версию 1.5, я снова прибываю в некоторой растерянности. С одной стороны, я по-детски рад тому, что приложение, которое я устанавливаю на свой смартфон чуть ли не в первую очередь, продолжает развиваться и получать долгожданный функционал, с другой же стороны… эх, давайте по порядку.
Маршруты проезда на общественном транспорте
В сопроводительном пресс-релизе в первую очередь акцентируется внимание на том, что теперь и в приложении для Windows Phone можно строить маршруты проезда на общественном транспорте. То, что именно эту функцию реализовали в первом крупном обновлении — вполне логично. Разработчики решили не гневить вселенную и пошли по пути наименьшего сопротивления. Перенос этого функционала на Windows Phone не должен был сильно осложнить и без того непростую девелоперскую жизнь, ведь за плечами уже имелся наработанный алгоритм и опыт. Даже с учетом того, что приложение разрабатывается одновременно для 7-ой и 8-ой версий операционной системы.
С поставленной задачей в 2Гис… эм… справились… мне практически не к чему придраться. За что им от меня — огромное спасибо. Ведь действительно крайне полезный и, в определенных ситуациях, необходимый функционал. А если учесть то, что эта возможность давно реализована в приложениях сервиса на всех прочих мобильных ОС, да еще и отдана эксклюзивному для смартфонов Nokia Lumia приложению HERE Transit, то становится даже немного… немного… а впрочем и не важно. Но только немного, в конце концов пять месяцев, которые мы ждали это обновление – это вам не восемнадцать. Знаю, говорил, что не стану придираться, простите мне мой сарказм, простите мне эти многозначительные многоточия и вымученные недосказанности, но, знаете, это ведь почти полгода, пол, черт его дери, года! Да за это время можно было еще два приложения написать… стоп, отдышались, продолжаем.
Ну а теперь по существу, отныне приложение позволяет прокладывать маршрут проезда на наземом или подземном, или, даже, водном общественном транспорте. Автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутки, метро, да даже фуникулер и речной трамвайчик (сюрприз сюрприз) доставят счастливого обладателя смартфона с Windows Phone в любой уголок знакомого и не знакомого города. Маршрут можно рассчитать от текущего местоположения, причем учитывается и путь до ближайшей остановки (станции), и между двумя указанными вручную точками. Рассчитывается также и время в пути на весь маршрут и на отдельные его части.
Если маршрут нельзя преодолеть без пересадок, или попасть в точку назначения можно разными, но относительно равноценными путями, приложение укажет где и как совершить пересадку, и расскажет, сколько времени займет каждый из возможных маршрутов.
И да, планы поездок выглядят наглядно, тут вам и указания видов транспорта, и номеров маршрутов, и пунктов пересадки, есть даже расчетное время на каждый этап, много чего есть, и все бы это было просто замечательно, если бы не… если бы да кабы.
Некоторые моменты в реализации для меня остаются спорными, честно говоря, я сильно сомневаюсь, что тем счастливчикам, кому довелось пользоваться HERE Transit, вдруг захочется пользоваться маршрутами 2Гис. Нет правда, я понимаю, что сервис от Nokia использует в России данные того же 2Гис, и это самое странное. Не подумайте, что мне не нравится, нет, нравится, в конце концов это только дополнительная функция 2Гис, тогда как у HERE Transit – этот функционал базовый. Но напрашивается вывод, что в случае приложения 2Гис, маршруты общественного транспорта будут востребованы только теми, кто лишен эксклюзивов Nokia, или привык именно к 2Гис, или в рамках поиска POI, ведь в карточке объекта так удобно расположилась кнопочка «Маршрут сюда». Возможно 2Гис не хватило фантазии, упорства, времени, я не знаю, чего им там не хватило, оставим это на совести менеджмента.
Первые шаги к офлайну
Второе нововведение, на которое обращают внимание в пресс-службе 2Гис, это возможность частичной работы в офлайн. Частичной, потому что приложение по-прежнему не умеет загружать в память смартфона справочник и карту, однако теперь можно поместить в «Избранное» информацию о POI и в последствии просматривать эту информацию без подключения к сети. Но это еще не все, помимо информации об объектах или, как их называют в пресс-релизе, «компаниях», приложение научилось частично кэшировать карту.
Заметьте, на скриншоте слева отображена информация об объекте: адрес, телефон, сайт, время работы и т.д., при включенном режиме «в самолете». Частично загружена карта, где можно увидеть «избранный» объект и сориентироваться на месте.
В действительности, кэшируется куда большая площадь карты. Причем эта самая площадь варьируется от масштаба в котором вы просматриваете карту. При минимальном масштабе можно без особых проблем разглядеть весь город, с увеличением же, начнут появляться артефакты. Если я правильно понял логику работы кэша, то в память телефона попадает всё, на что вы смотрели, пока была доступна сеть. И вовсе не обязательно, чтобы на кэшированной карте были объекты из «избранного». С другой же стороны, избранные объекты на карте обязательно попадут в кэш, так как сам механизм добавления объекта предусматривает просмотр его на карте.
А теперь ложка дегтя. Воспользоваться построителем маршрута в отсутствии связи не получится, даже если карта между двумя объектами будет в кэше, а сами объекты в «Избранном». Очевидно расчет маршрута происходит на серверах 2Гис, и аналогичные расчеты локально на смартфоне не предусмотрены. Это огорчает, такая возможность выглядела вполне логично. Ну что же, это, пока, не полноценная работа в офлайн, но уже первый шаг.
Это не весь список нововведений в версии 1.5. Помимо того, о чем я говорил выше, в обновлении заявлены: поддержка HD-дисплеев, улучшения работы приложения с медленным интернетом, улучшения в «отзывчивости» интерфейса, ну и прочие малозначительные фиксы.
Для меня оказалось сюрпризом, что приложение ранее не поддерживало экраны высокого разрешения, я просто не придавал этому никакого значения. Возможно поэтому сейчас я не вижу никакой разницы, но почему-то мне кажется, что эта поддержка чисто номинальная.
Что же касается улучшений в плане медленных подключений, я рад уже тому, что приложение можно запустить совсем без соединения с сетью. Что примечательно, без сети оно запускается даже быстрее. Тормоза при запуске на медленном подключении никуда не исчезли, лишь стали менее раздражающими, так что можно засчитать разработчикам и этот пункт. Тем не менее, проблема не решена полностью. При запуске приходится долго любоваться на приветствие, тогда как, после отключения передачи данных, приложения стартует заметно быстрее.
Ну и да, по поводу отзывчивости есть значительные подвижки, тормоза при смене справочника на карту и обратно – практически исчезли, это, пожалуй, один из самых позитивных моментов для меня.
Пора заканчивать, а я так и не определился со своим отношением к 2Гис 1.5. Знаете, по сути у меня только одна претензия, это время, за которое 2Гис каждый раз «переизобретает велосипед». Ну сколько можно? Нет никаких объективных причин, которыми можно оправдать срок в пять месяцев на реализацию этого «недоофлайна» и портирование маршрутов общественного транспорта, которые все равно считаются не в приложении. Разработчики, пожалуйста, ускорьтесь! Мы очень ждем ваше приложение, сопоставимое по функционалу с 2Гис на других платформах. В остальном же, обновление безусловно позитивное и стоящее, и нужно сказать спасибо, но, честное слово, мы все ждали большего.
Загрузить обновленное приложение можно бесплатно из Windows Phone Store.