Компания Microsoft начала сближение своих операционных систем для разных типов устройств ещё во времена выхода Windows 8 в 2012 году. На телефоны тогда попала Windows Phone 8, которая имела почти такое же ядро NT, а также многие компоненты, которые были общими с операционной системой для компьютеров и планшетов. В 2013 году вышла игровая консоль Xbox One, прошивка которой была основана на Windows 8. Родство разных операционных систем от Microsoft выросло после выпуска Windows 8.1 и Windows Phone 8.1. Но о по-настоящему универсальной системе речь зашла только в случае Windows 10. Каждую презентацию компания рассказывала о прекрасном будущем, где на всех типах устройств будет одна и та же операционная система с одними и теми же приложениями. Тогда же появились понятия Windows OneCore и Universal Windows Platform: разработчики создавали одно приложение для всех устройств с Windows 10, а Microsoft выпускала обновления для всех версий своей ОС почти одновременно.
Но всё это до сих пор нельзя назвать по-настоящему универсальной операционной системой. Общими остаются ядро и приложений, а всё остальное, включая интерфейс и другие основные компоненты, различно и не унифицировано. Это связано, в первую очередь, с тяжёлым наследием Windows 10, которое досталось ей от предшественников. Ведь на самом деле перед нами до сих пор та самая Windows NT, которая пережила множество преображений, но всё ещё остаётся внутри достаточно консервативной. В наше время, когда каждые несколько лет появляется какой-то новый тип устройств, это вынуждает Microsoft каждый раз разрабатывать новую операционную систему, пусть и на основе старой, практически с нуля. Именно это отчасти и привело к проблемам Windows-смартфонов, которые пару раз заработали очки негатива в репутацию при переходе с Windows Phone 7 на Windows Phone 8 и при переходе с Windows Phone 8.1 на Windows 10 Mobile.
Очевидно, в Microsoft не собираются мириться со сложившейся ситуацией, которая мешает ей участвовать на рынке постоянно появляющихся и развивающихся устройств наравне с Google и Apple. Ещё прошлой зимой стали появляться слухи о том, что в Microsoft полным ходом идёт работа над новым универсальным и адаптивным интерфейсом для Windows 10, который сможет работать на всех типах устройств от часов до телевизоров без дополнительной доработки. Такая оболочка имеет кодовое название Composable Shell или просто CShell. Тогда сообщалось, что она может стать основным интерфейсом для новых смартфонов с Windows 10 на чипах ARM (не путать с Windows 10 Mobile). Позднее стало известно, что данный проект носит более масштабный характер и призван решить не только проблему разных интерфейсов для разных Windows-устройств, но и привести в итоге к по-настоящему универсальной операционной системы. Вся эта инициатива носит название Andromeda OS.
Fluent Design System, ранее известный под кодовым названием Project NEON: Первые шаги к новому облику Windows
Как выяснилось в последствии, новая универсальная операционная система носит название Windows Core OS. По данным Windows Central, полученным из надёжных источников, данная ОС является полностью универсальной с точки зрения архитектуры чипа устройств, а также представляет из себя комплекс из независимых модулей. Это позволяет сделать операционную систему более гибкой и адаптивной, но при этом более легковесной и производительной. Microsoft сможет сама собирать редакции Windows для разных устройств из этих модулей, оставляя только те компоненты, которые действительно нужны. Также она может дать производителям различных устройств инструментарий для самостоятельной сборки прошивки на основе Windows. Конечно, привычные редакции Windows 10 вроде Home, Pro и Enterprise никуда не денутся в ближайшие годы.
Очевидно, первыми девайсами с Windows Core OS станут мобильные устройства, которые будут одновременно близки и к современным смартфонам, и к карманным компьютерам. Не так давно Сатья Наделла говорил, что в Microsoft работают над устройствами вроде смартфона, которые не являются смартфонами в привычном для нас понимании. Универсальный интерфейс CShell (Andromeda) позволит этим устройствам при довольно скромных размерах работать на полноценной версии Windows 10. Тот самый мифический Surface Phone всё ближе и ближе, но всё ещё далёк. Microsoft явно надеется на то, что с таким подходом у неё получится не только вернуться на рынок мобильных устройств, но и изменить его, раз уж не получилось сделать это с помощью Windows Phone и Windows 10 Mobile.
В связи с тем фактом, что в Microsoft сейчас активно работают над Windows Core OS, можно предположить несколько объяснений того, что происходит в компании в течение последней пары лет. Такой масштабный проект требует внушительного объёма ресурсов и огромных усилий. Поэтому Microsoft свела основные активности в мире Windows-смартфонов к минимуму, ведь скоро их заменят устройства совсем другого вида. Также понятно, почему обновления Creators Update и Fall Creators Update для Windows 10 Mobile не столь масштабные: над ними работает не так уж и много разработчиков, так как большая часть специалистов трудится над Windows Core OS. Ведь внедрять масштабные разработки в Windows 10 до выхода новой универсальной операционной системы выглядит нерациональным. Особняком стоит только Xbox One, но игровые консоли существуют относительно компьютеров и смартфонов в параллельной реальности, которая довольно архаична. Но всё это является только предположением, как на самом деле сейчас обстоят дела в Microsoft, знают только сотрудники Microsoft.
В любом случае, Windows Core OS – огромный шаг вперёд, который позволит Microsoft избавиться от тяжелого наследия конца 20 века, которое преследует её и в наши дни. Это огромный задел на будущее, который можно сравнить с разработкой Windows NT в начале 90-х. Windows Core OS станет основой того, как операционные системы от Microsoft будут работать и выглядеть в ближайшие десятилетия. Хотя, может быть, применять множественное число в данном контексте уже неправильно?