Вообще, по-хорошему, следовало бы написать нормальную статью на эту тему, но впечатлений много и они очень противоречивые. Да и нас там было трое. Поэтому будет Пост Выходного Дня.
Как говорится, театр начинается с вешалки, а вешалка, в нашем случае, это организация всего действа. Да, мы пошли не в пресс-день, а в самый «огонь» — в субботу. Еще будучи в пути на МКАДе, я видел огромную очередь на вход. Впрочем, ничего нового. Хотя казалось бы, за столько лет проведения Игромира в самом Крокусе пора было бы придумать что-нибудь новое. Но, к сожалению, нет.
Теперь о самой выставке. В этот раз было очень много VR. Свои достижения в этой области представили такие компании как Sony, HTC, Capcom и прочие. Но и очереди были соответсвующие. Наш коллега Артур ну очень долго простоял в одной из таких.
А что кроме VR? Как я уже говорил, был довольно крупный стенд «Гвинта» (настольная игра из «Ведьмака»). Особенно запомнился стенд Mafia III от 2K Games. Компания пригласила туда настоящий джаз-бенд. Смотрелось довольно атмосферно.
Отдельного внимания заслужил и стенд Adrenaline Cyber League. Экспозиция была довольно крупной и явно очень популярной. Не знаю, заслуга ли это огромного количества сидячих мест, или реальный интерес посетителей к Counter-Strike: Global Offensive, однако, там было всегда не протолкнуться. Напомню, что на Игромире проводился турнир по Counter-Strike: Global Offensive с призовым фондом в $50000. Киберспорт — это круто.
Компания Microsoft на выставке была представлена совсем маленьким стендом с двумя играми: Forza Horizon 3 и Gears of War 4.
Перейдем к Comic Con. Косплееров было реально много и все они были крутыми. Да, была проблема сфотографировать многих из-за желающих «сфоткаться вместе», но оно и понятно. Зато никто не отказывал в фотографиях, что очень приятно.
Что касается раздач халявы. Все просто — ее практически не было, кроме энергетиков и выбрасывания всяких сувениров со сцtны (что было очень травмоопасно). Я словил только наклейки от инди-разработчика (за бейдж, наверное). Но раз уж он подошел, то грех не дать ссылку на его группу VK.
Итак, подытожу свой текст. Я не в первый раз посещаю данную выставку и хочу заметить, что из года в года она становится все скучнее и все дороже. Ради интереса посмотрел цену на билет за неделю до начала и был неприятно удивлен — 2000 рублей. Стоила ли выставка таких денег? Не думаю. Понравилось ли мне там? Скорее да, чем нет.
А теперь предлагаю ознакомиться с впечатлениями моих коллег (к слову, Артур имеет опыт в организации подобных мероприятий, но в меньших масштабах):
Роман Линев
Игромир/КомикКон не стали для меня значимым событием в этом году, как бы того не хотели его организаторы, или где-то глубоко в душе не хотелось мне самому. Виной тому могут быть как мои слегка завышенные к мероприятию ожидания, так и сама его организация: даже несмотря на то, что мероприятие такой тематики и подобных масштабов я посетил лишь в первый раз, лично для меня куда более уютным оказался прошедший в июне первый Moscow Comic Convention. На куда гораздо меньшей площадке и при отсутствии части «про игры», а также с многочисленными организаторскими недочетами, MCC оказался куда более дружелюбен к тому, кто посещает подобные ивенты впервые. Меньшее количество посетителей и участников со стороны организаторов, конечно же, являлось решающим фактором — координация действий его посетителей в рамках двух выходных дней производилась куда профессиональнее. Да и авторы на так называемых «аллеях» зачастую оказывались куда более дружелюбными, так как в основном являлись художниками местных масштабов, продвигающими собственные стикеры, арты и другие работы. Игромир/КомикКон же стремился угодить сразу двум категориям людей, которые, несмотря на то, что в большинстве своем проявлялись в одних и тех же людях, все-таки сочетались довольно слабо.
Игромир сам по себе оказался для меня одной огромной очередью. Конечно же, виной этому его посещение в субботу, наиболее комфортный для целевой аудитории выходной день. Для того, чтобы опробовать демонстрационные версии новых игр (наибольший интерес из которых лично для меня представляли Injustice 2 и Horizon: Zero Dawn) все-таки стоило выбрать пресс-день, так как с самого начала выставки (10 часов утра) очереди в соответствующие демо-зоны попросту не прекращались и становились все длиннее.
Остальные же стенды могли привлечь внимание лишь своим оформлением: так, к примеру, издатели Mafia 3 решили не закатывать масштабных промо-акций с демонстрацией игровых роликов и попросту разместили стенд с тематическим оформлением, живой музыкой и нескольких девушек в образах представительниц времени действия игры. На паре других стендов, самыми заметными из которых стали зона игры в «Гвинт», стенд Софтклаб/Blizzard и сцена, посвященная турниру по CS:GO от Adrenaline Rush, проходили громкие конкурсы с приятными сувенирами и призами. Организация некоторых из них, тем не менее, все еще оставляла желать лучшего — простой конкурс «поймай приз, в ходе которого ведущий со сцены просто кидал заветную коробку в аудиторию, практически моментально оборачивался тотальной давкой и конфликтами желающих этот самый приз заполучить. Эти маленькие стычки у мест проведения розыгрышей стали самыми яркими впечатлениями от Игромира, но отнюдь не в позитивном ключе.
Присутствие PlayStation, кстати, заслуживает отдельной похвалы — даже учитывая дикий просадки FPS в демонстрационных РОЛИКАХ, являющихся в большинстве своем уже доступными на просторах сети трейлерами готовящихся к выходу тайтлов, Sony привезла на выставку и PS VR, и организовала несколько крупных демо-зон именно на базе собственной консоли, а также смогла собрать максимальные очереди желающих опробовать ее продукты. Чего нельзя сказать о Microsoft — присутствие Xbox на выставке ограничилось минимальных размеров зоной с демонстрацией двух игр: Forza Horizon 3 и Gears of War 4.
Что же касается ComicCon Russia, то он проходил несколько бодрее своего «игрового коллеги» — громкие анонсы и интервью с приглашенными гостями проходили поочередно сразу на двух сценах, а в перерывах между ними посетителей ожидало огромное количество лавок с всевозможной сувенирной продукцией. Особенно популярными в этом году оказались всевозможные коробочные наборы, о содержимом которых покупатель не мог знать до момента самого приобретения.
Основную программу мероприятия также дополнял традиционный конкурс косплея, однако тем, кто присутствовал на MCC в июне, он мог показаться недостаточно масштабным — вместо полноценного дефиле с отыгрышем ролей на куда более подходящей для этого сцене, на КомикКоне его участники стремились максимально раскрыть своего персонажа в ужасно короткие промежутки времени, зачастую составлявшие не более 15 секунд. Более того, состав участников почти не отличался от предыдущего мероприятия. Ну и существенным минусом оказался тот факт, что далеко не все косплееры в перерывах между дефиле присутствовали в залах выставки, поэтому заявления организаторов о том, что любой желающий может сфотографироваться с понравившимся ему персонажем в течение дня звучали слишком обнадеживающими — на деле все происходило совершенно иначе.
Отдельно стоит отметить повсеместное отсутствие урн — при наличии бесплатных плюшек, годящихся в применение лишь на пару часов или несколько минут (к примеру, повсеместные раздачи энергетических напитков), организаторам явно стоило озаботиться их наличием, что не допустило бы ситуации со складами мусора возле технических конструкций и среди площадок перед сценами, где в моменты проведения интерактивов собиралось максимальное количество посетителей.
В целом, Игромир/КомикКон 2016 прошли на достаточно хорошем уровне для рядового пользователя, не искушенного посещением других подобных мероприятий и стремящегося получить удовольствие от знакомства с новыми играми или продемонстрировать свои игровые навыки в обществе единомышленников. Но тех денег, которые организаторы мероприятия хотели получить за билеты на субботу/воскресенье при приобретении билетов не в момент начала их продаж, а ближе к датам его проведения, оно явно не стоит.
Артур Бакиров
Текущая проблема Игромира заключается в том, что он попал в ловушку энтертейнмент эвента. Начиная с КРИ (Конференция Разработчиков Игр), как некой B2B-тусовкой, событие превратилось в B2C Игромир, а сейчас, следуя модным тенденциям, ушло в гик-культуры и навесило на себя ярлык Comic Con’a. Для начала следует для обычных читателей выделить, что гик-мероприятий в России — очень много. По сути, каждые выходные есть один-два больших фестиваля/конвента, которые копируют структурно формат ComicCon’a по мере своих сил. Отличаясь демократичным ценником, на таких событиях, как минимум, вы сможете увидеть необычный стафф и поглазеть на фигуристых девушек в панцушотах. За две-три сотни — всяко лучше чем дешевое пиво под футбол. Чем конкретно отличается Игромир от подобных мероприятий? На самом деле двумя вещами: это московский фестиваль и тут гораздо больше людей, а второе — цены, они невероятно высоки. При этом, по факту, в цену входит лишь проход на мероприятие, а ключевой внутренний контент за отдельную плату. Хорошее предложение? Не думаю. По факту, Игромир делится на три зоны, две из которых — это Comic Con Russia, который состоит, де-факто, из ярмарки всякого гик-стаффа, гик-стендов, фото-углов с платными фотосетами со звездами B-класса, а также косплеерами, которых взяли исключительно за внешность. Уверяю — отклоненных качественных заявок было чересчур много. Оставшаяся третья зона — это тот самый Игромир, который состоит наполовину из Sony со своим PlayStation 4, чутка Gwent от CD Project RED, стенды Mafia 3 (который уже по отзывам фейл) и Just Dance 2017, а также отдельная зона под турнир по Counter-Strike: Global Offensive. Ну а также море VR и океаны очередей на этот VR. Очереди — наверное это ключевое слово, которым можно охарактеризовать Игромир. Кроме них тут нельзя увидеть чуть более чем ничего. Хотите увидеть качественное гик мероприятие в России? Приходите на J-FEST в Москве или Ava Expo в Санкт-Петербурге. Игромир это клоака и очереди.