Последнее десятилетие о Microsoft говорят больше как о производителе потребительской электроники, провайдере медиа-сервисов и, конечно, разработчике Windows. Всеобщая консьюмеризация ИТ сводит заслуги таких гигантов и основоположников отрасли к банальным бенчмаркам и количеству «золотых звездочек» в обзорах популярных СМИ. И именно это в 21-м веке всё чаще связывают с уже изрядно набившей всем оскомину фразой «инновационная компания». Но правильно ли это? Что же делает Microsoft главным софтверным производителем на планете?
На прошедшей в Москве пресс-коференции, главный управляющий директор легендарного участника чемпионата мира Формулы 1 Lotus F1 Team, Томас Майер поведал о роли Microsoft в, возможно, самом технологичном виде автоспорта.
С первых лет своего существования Lotus F1 получила известность как одна из самых инновационных команд чемпионата. Команда никогда не могла похвастать раздутым бюджетом, как многие другие участники, и потому в достижении успеха им всегда помогал и помогает умный и эффективный подход к бизнесу и проектированию болидов. Сегодня весь производственный цикл компании – от разработки и тестирования болида до работы на трассе – осуществляется в основном благодаря новейшим ИТ-разработкам.
К каждому этапу чемпионата инженеры команды перерабатывают, производят и заменяют около 14 000 деталей в болиде. При этом этапы чемпионата проходят, в среднем, каждые 2 недели (а иногда перерывы между ними длятся всего 3 дня). На производство деталей, на которое обычно требуется несколько месяцев, Lotus F1 тратит считанные дни. Также, нужно помнить о том, что болид нельзя просто выкатить на трассу и проверить так ли хороши на практике те нововведения, которые задумали в теории. Во-первых такие пробные заезды обходятся команде совсем не дёшево, а во-вторых вся деятельность участников чемпионата жестко зарегулирована FIA (международной автомобильной федерацией). Любой участник может совершить лишь два пробных заезда вне этапов чемпионата и именно в то время, которое назначит ему федерация. Даже на испытания в аэродинамической трубе федерация отводит суммарно лишь 30 минут, за которые Lotus F1 должна испытать примерно 45000 деталей в составе различных конфигураций их болида. Потому совсем не удивительно, что основную испытательную и аналитическую часть производственного цикла — выполняют компьютеры и виртуальные модели реальных болидов. Вообще в этой части, Формула 1 больше похожа на авиационную отрасль, чем на автомобильную.
Azure Stream Analytics — позволяет команде в реальном времени и за считанные минуты понять — как отразились на аэродинамике те или иные изменения в конструкции виртуального или реального болида в симуляции или настоящей аэродинамической трубе. Azure Stream Analytics способен оценить «на лету» — лучше стали характеристики болида или хуже, что даёт возможность не тратить все 30 регламентных минут на одно испытание, а провести 10 и более испытаний различных конфигураций. Даже в ходе непосредственно гонки, 250 сенсоров непрерывно транслируют в Azure Stream Analytics 200 различных текущих параметров телеметрии, на основании которых инженеры на треке и в офисе компании дают рекомендации пилоту о том, что ему нужно изменить в стиле вождения или конфигурации болида для достижения максимальной эффективности, а возможно и отправится в пит-стоп для ремонта или замены шин.
Для краткосрочной оценки эффективности этого достаточно, однако для того, чтобы инженерам команды было проще двигаться дальше в правильном направлении Lotus F1 применяет два других сервиса: Azure Data Lake и Azure Machine Learning. Все данные, которые собираются во время заездов и испытаний позже передаются в так называемое «озеро данных» Azure Data Lake, это огромное количество параметров гонки и болида за большое количество заездов, симуляций и «прогонов» в аэродинамической трубе с учетом всех изменений в деталях и конструкции. На основании этих данных, Azure Machine Learning строит высокоточную математическую модель реального болида на реальной трассе и без дополнительных усилий предсказывает инженерам команды — как повлияют на виртуальную модель еще только запланированные изменения. Таким образом Lotus F1 узнает об эффективности тех или иных нововведений уже до того, как были произведены первые реальные детали. Что позволяет команде существенно экономить время и деньги, и успевать производить 14000 новых деталей всего за 2 недели.
Весь производственный процесс в Lotus F1 сводится к бесконечному циклу от проектирования, производства и испытания новых деталей к аналитике и снова проектированию, производству и испытаниям. В этом цикле не только Azure помогает Lotus F1 добиваться успеха в чемпионате, немаловажную роль играет система управления ресурсами предприятия Microsoft Dynamics AX. Вкупе с технологиями IoT она позволяет руководителям производства видеть загруженность цехов и каждого отдельного станка, что помогает им распределять или перераспределять нагрузку между узлами производства. А инженеры (их в команде более 250) благодаря Microsoft Dynamics AX могут оперативно получать всю нужную для производства тех или иных деталей информацию. Ранее сбор данных поддерживали 13 разрозненных систем, а специалистам команды приходилось каждый раз обращаться за ними в соответствующую производственную группу. Однако сотрудничество с Microsoft, в рамках которого все системы были объединены при помощи платформы Dynamics AX, значительно ускорило процесс создания болида. Microsoft Dynamics AX помогает Lotus F1 повысить финансовую эффективность, с её помощью руководителям проще управлять бизнесом и прогнозировать, когда и какие комплектующие нужно произвести. Это помогает команде правильно распределять бюджет.
Гоночный сезон еще не закончен, командам предстоит выступить на одном этапе. Lotus F1 уже начала готовиться к следующему сезону и новой главе своей истории, в которой она продолжит плотно работать с Microsoft для создания новых, еще более быстрых и совершенных болидов, бороться за верхние строчки таблицы и, конечно, стремиться к победе.